(не)существующая персона
Почти ключевая часть работы.
Полотно «Демон сидящий» - своеобразный итог «киевского периода» в творчестве Врубеля, и в то же время – новая веха. В картине нашли отражение все ключевые моменты творческого и человеческого пути художника. Работа над фресками привела к изучению Врубелем классической монументальной живописи и византийского искусства, что отразилось не только в технике, но и в образе мыслей, информационном наполнении и повествовательности полотен. Каждое картина Врубеля – это глава его личной истории, зримое воплощение его личного мифа. «Демон сидящий» - подведение итогов первой части.
Завершение «киевского периода» - знаковое для художника в трех аспектах: как личности, как гениального живописца и как душевнобольного. С картиной «Демон сидящий» связывают огромное количество мифов, приписывают Врубелю «теургию в контексте символизма» [6], сравнивают историю художника с историей доктора Фауста и, в конце концов, считают демона проявлением душевной болезни. Как бы то ни было, именно после представления «Демона сидящего» публике художник стал действительно знаменит.
Неудача, постигшая Врубеля в Киеве, во многом изменила его судьбу, его мироощущение и художественный взгляд. Демоническое начало проявляться еще во время работы над фресками, в тяжелых взглядах святых, в их темных, практически черных глазах. Определенно, образ Демона не является антитезой святости. Это не антипод Бога, но существо, Бога потерявшее или не нашедшее, и от этого – несчастное. Художник не получил желаемого, был отвергнут любимой женщиной, художественным миром, заказчиками. Его талант был признан, но слухи о душевном нездоровье, активно поощряемые четой Праховых в художественных кругах, сослужили дурную службу. Художнику ничего не оставалось, кроме как сменить место жительства и постараться начать все с начала.
Идея написать «Демона» пришла к художнику задолго до появления картины. Он даже планировал написать монументальное полотно, чтобы в последствии выставить его в Париже с названием «Ikone» [1], однако он был полностью поглощен работой над фресками и своей безудержной страстью. Поэтому лишь в Москве, прислушавшись к совету Мамонтова, художник серьезно принялся за воплощение своей идеи.
Его «Демон» не имеет ничего общего с общепринятым понятием зла. В символическом плане этот образ передает единство враждующих противоположностей, заключенных в одном существе. Демон – бунтарь духа, нашедший истину в противостоянии самому себе, в вечном поиске чего-то большего. С этой точки зрения он является зримым воплощением творческого метода Врубеля, всегда стремившегося к совершенству форм и техники.
Полотно может вызывать противоречивые эмоции. «Демон» кажется печальным титаном, замершим на фоне фантастического каменного пейзажа. В его глазах смертная тоска, руки кажутся трагически заломленными, и от всей позы веет смирением со своей судьбой. Но это – лишь первый взгляд.
Демон помещен художником на первый план, и кажется, что он занимает практически все пространство картины. Он сродни камню, который окружает его. Даже небо кажется каменным и монолитным, давящим на юного гиганта всей мощью своего отречения. В то же время для заднего плана оставлено достаточно пространства, чтобы придать ключевому образу дополнительное информационное наполнение.
По стилю написания Демон и задний план, на который он помещен, разнятся, что с одной стороны, выделяет ключевой образ, с другой стороны – усиливает драматизм. Кажется, что даже окружающая природа, родственная по сути, отторгает его. Однако на лице Демона нет обреченности, и тоска его – не от отвержения. При общей схожести с каменным пейзажем, в глазах его – тоска по жизни, которой не хватает. Для Врубеля жизнь и смерть во многом схожи с идеологической точки зрения, но для созданного им Демона жизнь возможна только во всей полноте красок, в движении, в вечном поиске. Его сожаления – лишь о том, что еще не было им сделано.
Демон изображен в интимный момент единения с самим собой. Он рассматривает на мир через призму самого себя, и понимает, как многого еще не постиг и не совершил. Там, где он находится, дует ветер, который и откидывает густые кудри за спину. Но вся его поза, статичная на первый момент, уверена и расслаблена. Он противостоит ветру в этот момент так же, как противостоит самому себе. Его переживания связаны со временем и в то же время – вне его. Принято считать, что Демон изображен на фоне заката. Я предполагаю, что это рассвет. Врубель, много времени потративший на классическое и церковное искусство, был достаточно верующим человеком. И в каждом своем образе, как бы печален он не был, он оставлял какой-то элемент, символизирующий надежду, новое начало. Демон изображен в своем мире, в котором могут действовать любые законы, отличные от человеческих. И какому бы времени не принадлежало розовеющее небо, оно дает надежду на то, что будет еще шанс все успеть. Провожая что-то, отжившее себя, Демон готов впустить в свой мир что-то новое. В его взгляде – прощание, но не прощение. Неготовность смиряться являются основной движущей силой. Жизнь вопреки – ключевой посыл картины.
Поза Демона лишь на первый взгляд кажется статичной. Он весь – как сжатая пружина, и сцепленные руки – его личные, им же созданные оковы, единственные ограничения, которые он готов принять. Он всесильное существо, сожалеющее сейчас о невозможности простой жизни с ее обыденными радостями.
Внутренний порыв отчетливо читается во всей позе Демона. Напряженные мышцы говорят о готовности начать движение в любой момент. Он выжидает. Провожая уходящее по небу время, он ждет своего момента. И заломленные руки – не трагичны, они выражают нетерпение и сомнения. Сомнения - это признак скорее человеческой натуры, и это – отражение переживаний самого художника. Врубель никогда не был уверен в успехе своего полотна. «Демон» много раз был начат, много раз переделывался и переписывался, к нему было огромное количество разнообразных набросков. Сомнения и ожидания, переданные своему творению, характеризуют происходящие в душе художника перемены.
При этом мир, окружающий Демона, также замер в ожидании, с одной стороны, отторгая, с другой – готовясь к реакции. Он лишь кажется каменным. Окружающий пейзаж не просто родственен Демону, в какой-то части он его прямое продолжение. Они взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Мастерством художника Демон оказывается неотделим от своей реальности, которая отторгает его так же, как он пытается отторгнуть сам себя.
Окружающий Демона мир – хрупкий, как и его состояние. Цветы кажутся состоящими из кусочков витражного стекла и драгоценных камней. Они синонимичны Демону в его кажущейся статичности. Мир-отражение изменится согласно малейшему изменению основной силы, ключевого образа. Но запечатлены они в таком же безмолвном ожидании: цветы полураскрыты, колючки не таят угрозы. Мир в безвременье, замершее, остановившееся мгновение, которое так роднит Врубеля и Фауста. \
Фантастический, изменчивый пейзаж выполнен декоративными, уплощенными мазками, нанесенными мастихином. Декоративность уподобляет полотно цветной мозаике или витражу из прозрачных смальт. Каждый кусочек наделен собственной энергией. Именно движение фрагментов создает в полотне подобие предметов. «Демон сидящий» - не результат, а сам процесс мироздания. На картине тот зыбкий момент, когда мир только готовится принять определенные очертания [18].
В процессе работы над картиной Врубель нашел живописно-образное единство изображенной фигуры и ее окружения. Несмотря на обилие использованных художником декоративно-стилевых, изобразительно-языковых приемов, сильно различных в манере написания фона и самого объекта, картина обладает удивительной целостностью. Однако эта целостность складывается из напряженного противоборства противоречий, задействованных в изображении.
В Киеве, а затем в Италии, Врубель был погружен в изучение декоративных канонов византийского искусства. «Демон сидящий» - не только подведенный итог авторских исканий, но и первое полотно, в котором удачно соединены натурность и декоративность в едином фантастическом сюжете.
Фон картины выполнен в технике, похожей на мраморную мозаику. Переходы цвета максимально естественны и мягки, однако свет передан в ярких, жестких мазках.
Торс и голова выполнены в технике пастозной кладки краски. Широкими декоративными мазками буквально «вылеплены» руки, плечи, грудь и шея. Мелким густым мазком выполнены лицо, волосы и диадема. Благодаря подобной фактурности лица появляется возможность разглядеть разные выражения, что позволяет внести дополнительные нюансы в трактовке картины [5 стр. 244, 354, 357].

@темы: interesting, my writing, academy of arts