(не)существующая персона
  Пока в Петербурге праздновали годовщину освобождения от блокады, я как-то ничтожно ничего не сделала, но посмотрела "Сталинград". Лучше бы я все же плюнула на мороз, и съездила бы посмотреть на реконструкцию "улицы жизни"...
  Начинать надо, наверное, с малого. Раз фильмо заявлено "почти катастрофа", то чудить надо с первых кадров. В первых кадрах - Япония и катастрофа. И дети. В смысле, студенты. Без вины пострадавшие. Мрак и ужас, и боевой русский (!!!) спасатель рассказывает о своем отце (или я что-то путаю), о Сталинграде, чтобы детишки под завалами там не померли ненароком, пока ждут спецтранспорт.
Дальше, как можно догадаться, больше. Голливудом разит от этого фильма - со страшной силой. Притом не шедеврами какими, а чем-то второсортным, типа "Мачете убивает" и "Резня бензопилой". Замедленная съемка сражений. Попытка подчеркнуть звуковой дорожкой страх и ужас. Ядреные перепады света и цвета. Если смотреть это на экране ноутбука было не очень приятно, не хочу даже думать, какие ощущения могут возникнуть у человека, который решил посмотреть эту ересть в 3D. Правда, я все равно ему не сочувствую: даже любопытство не в состоянии заставить здравомыслящего персонажа потратить столько денег на абослютно бессмысленные приблуды.
  Что передали с успехом, так это панорамы города. Я была в Волгограде. Моя хорошая память без труда нарисовала мне картины, как место действия выглядело в мой приезд. Атмосфера сделана отлично. Не знаю уж, кому как, но лично я с замиранием сердца вглядывалась в полуразрушенные дома, перерытые улицы, дом Пашкова, и маленький разрушенный дом, в котором происходит ключевое действие. Наверное, оно и в жизни выглядело так же: безрадостно, безнадежно, бесцветно. Руины, в которых неожиданными проблесками - символы человеческой жизни. Даже словосочетание "человеческая жизнь" в антураже (но только в антураже) фильма начинают рассматриваться по-другому. Именно краткие образы цепляют, моменты-ключики, оставляя далеко и ключевую идею, и персонажей, и общий смысл этой печальной истории.
  То, что без любовной линии не обошлось - тоже понятно. Причем ключевая - вяленькая, предсказуемая, и в то же время абсолютно не возможная в реальности. Потому что, если верить рассказам ветеранов и стариков, совершенно другое было тогда воспитание у людей, совершенно другими категориями мыслили. И даже война не могла бы сдвинуть с места железобетонную мораль людей, жестко воспитанных на совершенно определенной, догматичной идеологии.
  Почему-то волнует образ влюбленного немецкого офицера Кана. Можно поверить в то, что он вполне мог существовать, такой вот человек, который абсолютно не задумываясь погубил судьбу русской женщины. Но ведь он считал себя заведомо победителем, уже получившим к своим ногам страну, стоящую на коленях. Он увидел в ней свою умершую возлюбленную, "и понеслась". Да нет же, бред. В этот момент весь образ, так тщательно выстроенный (а единственные продуманные до мелочей образы в фильме - это немцы) образ осыпается как конфетти. Нет ничего человеческого, и не было ничего человеческого.
 
  Я считаю, что фильмы, основанные на подобных реальных событиях, нужно снимать особенным образом. Чтобы они не только передавали ключевые моменты истории, но и доносили до зрителя определенную мораль. Если верить законам режиссуры, история должна захватывать. Но такая история не должна быть пустым развлечением. Это же насмешка над памятью, плевок в душу тех, кто пережил все это. Современные дети не вынесут ничего из этого фильма, ни информации, ни интереса.
 
  Что особенно примечательно, кинокопилка выдает целых три фильма с таким названием. (Обратите внимание, что тэг "исторический" к описанному мной фильму не подписали.) Вызывает определенные опасения. Хотя может быть, что самый левый в ряду фильм и неплох. Вполне вероятно, что ближе к 9 мая или подобному празднику я даже его посмотрю, для общего развития.
Сталинград

@темы: interesting, точка зрения, звук и цвет