Киевский период. Встреча с Демоном.
Именно с Киева начинается история Михаила Врубеля как великого живописца, основоположника модерна и автора самых знаменитых «Демонов». То, что никому не известный студень Академии художеств был допущен до реставрации редчайших фресок, которым на тот момент насчитывалось 700 лет, - настоящее чудо. Кроме того, художнику предстояло написать несколько композиций взамен утраченных, и еще – образа для иконостаса.
Врубель приехал в Киев по приглашению Адриана Прахова, профессора Петербургского университета, историка искусства и художественного критика. Прахов был широко известен в художественных кругах в 70е годы XIX века благодаря своим умелым критическим статьям и продвижению искусства передвижников. Однако со временем профессор отошел от современного искусства, и занялся изучением и курированием существующих древностей.
Именно Адриан Прахов руководил восстановлением византийских фресок Кирилловской церкви. Найти художника, который согласился бы этим заняться, было в то время проблематично. О церкви ходила нехорошая слава, и многие киевляне обходили ее стороной. Кирилловская церковь находилась на территории психиатрической больницы - «Павловки», и работать в ней фактически означало работу в больнице. В то время люди с психическими отклонениями не считались больными. Они практически сразу приравнивались к преступникам, «закрывались» в специализированных учреждениях и навсегда вычеркивались из общественной жизни. По ряду этих причин многие художники отказались от интересной работы, которая могла принести немалую известность и гарантировать дальнейшие заказы [И4].
Михаил Врубель не обращал внимания на суеверия и предрассудки. Едва приехав в Киев, он сразу отправился в Кирилловскую церковь, лишь попросив доставить его вещи на квартиру. На момент приезда художника над восстановлением фресок работали ученики киевской рисовальной школы. Руководил ими Н.И. Мурашко. Большая часть фресок на тот момент находилась в плохой сохранности, также отсутствовало ясное представление о процессе реставрации. Врубель предложил оставить фрески как есть, «законсервировав» их, но Кирилловская церковь была действующей, и полуистершиеся лики святых могли смущать прихожан. Поэтому первые несколько месяцев художник изучал византийское искусство по сохранившимся оригиналам Софийского собора, а также фотографиям и книгам, имеющимся в богатой библиотеке Прахова. Врубель старался не привносить в работу ничего «от себя», изучая постановку фигур, размещение складок одеяний и остальную иконографию.
В нынешнее время фрески Кирилловской церкви отреставрированы в соответствии с последними научными достижениями, но даже несмотря на это огромная часть их утрачена [илл. 4]. Однако теперь это не только исторический памятник, но и место, отмеченное гением Михаила Врубеля. Сохранились многие исполненные художником образа, а также две самостоятельные композиции: «Сошествие святого духа» [илл. 5] на хорах и «Оплакивание» [илл. 6] в притворе [И3].
В Киеве художник встречает Эмилию Львовну Прахову. Она становится для него и вдохновением, и проклятием. Сила любви Михаила Врубеля захватывает всю его жизнь, художественные помыслы и дальнейшие планы. Врубель пишет с Эмилии Праховой образ Богородицы для Кирилловской церкви. Больше всего художника захватывают ее глаза. Их можно увидеть на многих его полотнах. Даже отправившись в Италию писать «Богородицу», Врубель не может оставить любимый образ, и по возвращении сразу становится понятно, кто изображен художником на иконе.
Любовь Врубеля не остается тайной. Адриан Прахов недоволен сложившимися обстоятельствами. Он разрывает контракт на роспись художником Владимирского собора. Более того, именно с его слов Врубеля преследует клеймо «ненадежного художника». Очень быстро иссякают возможные заказы, и художник остается совершенно один, отринутый всеми. С каждым днем он все больше скатывается на дно, проматывает все свои небольшие сбережения, много пьет. «В этот год я сделал много ничтожного и негодного и вижу с горечью, сколько надо работать над собой», - написал он сестре [1 стр. 102].
Понимая, что в Киеве он обречен на одиночество и безвестность, Врубель уезжает в Москву. Здесь он близко сходится с Саввой Мамонтовым, который и дает ему совет облечь в зримое воплощение преследующий образ. И именно в Москве появляется «Демон сидящий», полотно, сделавшее Врубеля известным всему миру.
Кирилловская церковь, общий вид.

Сошествие святого духа.

Оплакивание.