Русский символизм.
Символизм – крупное стилистическое направление, ярко проявившееся в русском искусстве на рубеже XIX- XX вв. Общая атмосфера нестабильности диктовала свои правила, и требовала также новых, соответствующих времени способов влияния на людей. Русский символизм – попытка пересоздания мира при ощущении всеобщего краха. Основной его целью являлось предотвращение дальнейшего распада, создание новой жизни и культуры, новой философии, нового образа эпохи, который стал бы ключевым символом и носителем определенной идеологии [см. 6].
Символизм в России, как и на западе, испытал на себе остаточное влияние романтизма. Кризис позитивного мировоззрения в русле народнической традиции в России приводит к яркому проявлению дуализма в искусстве. С одной стороны, большое внимание уделяется моральным качествам человека. Во многом в религиозном контексте, предпринимаются попытки при помощи искусства проиллюстрировать свет человеческой души, стремление к чистоте и духовности, к лучшему и прекрасному. С другой стороны, прекрасное в русском символизме очень быстро сменяется своей полной противоположностью. В русле краха идеалов романтизма и гуманизма, все большую привлекательность принимает то, что до этой поры старательно замалчивалось и обходилось стороной.
Русское искусство на протяжении всей своей истории практически постоянно обращалось к религии. Даже парадные портреты петровской эпохи носят в себе ярко выраженные следы классической иконографии. В глазах «обывателя» художник всегда считался «отмеченным Богом», как и все необыкновенное, удивительное и выходящее за рамки привычного могло быть только по божественному замыслу. С развитием символизма религиозность в искусстве все больше принимает черты мистического опыта [см. 7]. Мир, переданный художниками этого направления, максимально эстетизирован и театрализован, однако при этом – пугающе приближен к своей сути. Предыдущая идея богоискательства сменяется идеей богонаходительства. В результате этих перемен в мировоззрении формируется идея смертности «старого» бога и развития сверхчеловека. Протест против устаревших моральных ценностей, необходимость самоосознания личности породили новый образ: человека, равного богу, который в своем самоутверждении также проходит через люциферианское падение [см. 3].
Поскольку искусство в таких условиях является безусловным вестником мировоззренческих изменений, художники наделяются ролью пророков и провидцев. Обращаясь в своем творчестве к образам прошлого, к богатому фольклорному миру, они рождали в своих произведениях проекции уже осуществленного будущего, формируя его и обращаясь к нему при помощи символа. Русской ментальности в моральном и религиозном контексте всегда был свойственен бесконечный поиск истины. По этой причине в символизме художник становится не только пророком и вестником, но и проводником для «высшей духовной инстанции», которая также меняется согласно изменению человеческого восприятия.
Раскрывая в своих полотнах образ человека, равного богу, человека нового времени, художники-символисты способствовали зарождению нового ключевого образа эпохи. Понятие зла теряет свою ярко выраженную негативную окраску. Под влиянием новых воззрений люциферианский образ становится синонимом не просто бунтаря, но борца с авторитаризмом за право личного самоутверждения, революционера духа [см. 3]. «Демоническое» становится претворением личного мифа в искусстве, результатом интуитивного гнозиса художников-символистов в попытке остановить культурный распад. Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» - один из самых ярких примеров олицетворения происходящих и грядущих перемен.
Ссылки на источники не убирала. Потом докину библиографию.
Итого: 3616 знаков с пробелами.
-2. Отрывки.
LadyLirion
| четверг, 27 февраля 2014