Итак, в первую нашу поездку, как я уже упоминала (дважды) мы искали развалины.
Изначальная идея была следующей: берем красивое платье соответствующей эпохи и снимаем в атмосфере жуткой разрухи. Но внезапные холода (прошедшие уже морозы) здорово сбили планы, разруха случилась в головах, как-будто еще один холостой by Аврора, однако именно в Александровском парке мы искали развалины для съемок.
Первоначально мы были введены в заблуждение после нашего рассказа, что место, где мы были - зверинец. Но поскольку во второй заезд был распечатан путеводитель, я убедилась, что здание это - самый настоящий бывший китайский театр.
Краткая историческая справка, взята мной с педивикии и других информационных ресурсов.
Театр был спроектирован Антонио Ринальди, так же, как и близлежащая Китайская деревня, построенная для увеселения царской семьи и различного времяпровождения. Еще одно название - Каменная опера. Выполнял функцию летнего театра. В нем ставились различные оперы (в том числе под руководством приезжих именитых гастролеров), а также хранилась богатая коллекция декоративно-прикладного искусства, разумеется китайского. Вообще в эпоху рококо был повышен интерес ко всему восточному, яркому и вычурному необычному. По некоторым (не)достоверным историческим свидетельствам, в этом театре не гнушался играть и сам великий князь Константин Константинович. В 1902 году в стенах этого театра принимали французского президента Эмиля Лубэ.
В период между 1910 и 1930 годом театр пустовал. Затем, в 1941 году, театр сгорел после обстрела, и с тех пор находится примерно в том состоянии, в котором он находится сейчас.
Поскольку в день приезда было темно, а во второй визит мы здорово нагулялись, у меня нет фотографий фасада здания. Поэтому дальше будут исторические иллюстрации, картинки из интернетов, и лишь в самом конце - фотографии самого места, сделанные непосредственно мной.
Итак, китайский театр в начале XX века. Судя по тому, что мы увидели внутри и снаружи, это должно было быть удивительное по красоте зрелище.
читать дальшеНа фотографии начала века представлен занавес театра. Он был выполнен из шелка, фольги, с богатым шитьем и росписью. Если вы обратите внимание на потолок, то убедитесь, что он тоже был совсем не прост.
Так выглядела царская ложа. По свидетельствам современников, ложи были богато драпированы ярким шелком, кое-где для большего эффекта использовалась положка яркой фольги. Сейчас на этом месте сияют пустые проемы.
Также любезный гугл предоставил мне план первого этажа китайского театра. Судя по всему, в свое время это место более чем отвечало своей функциональности и было удивительно красивым.
Кстати, вот еще удивительный нюанс: при всем многообразии результатов поиска, гугл абсолютно не выдает то, что хотелось бы показать больше всего. Однако у меня есть некоторое количество фотографий самого места, пусть и сделанных в потемках.
читать дальшеЕсли сверяться с приведенной выше планировкой, то это - сохранившиеся фраменты "засценков", угловые лестницы, позволявшие статистам и актерам перемещаться между подсобными помещениями. Хотя не исключаю также, что это вполне могли быть лестницы, ведущие в коридоры к ложам. К сожалению, качество схемы планировки оставляет желать лучшего.
Таинственный мир театральных засценков... Сейчас уже сложно себе представить, как именно все это выглядело и функционировало во времена рассвета китайского театра в Царском селе. Это - вид во внутрь здания с одного из лестничных пролетов. Напротив, в самом крайнем правом окне, таится точно такая же лестница.
Руинывторого этажа. Третий этаж с этой стороны здания не сохранился. Вполне вероятно, что именно он когда-то пострадал от пожара больше всего, а потом был безжалостно изничтожен временем и предприимчивыми местными жителями.
И снова - засценки. Судя по многочисленным следам крепления декораций, можно предположить, что здесь ставились более чем монументальные театральные произведения. Искусство, которое поражает воображение куда сильнее, чем лазерные декорации современных шедевров.
Эта дырка когда-то была царской ложей. Той самой, которая похожа на праздничный торт на второй фотографии.
Вид из ложи в сторону сцены, как это должно было бы быть.
Сейчас о пребывании в этих стенах людей свидетельствует лишь бережно сложенные дрова в одном из потайных застенков. Я не стала снимать бревенчатый лежак и кострище. Все же нехорошо афишировать жизнь людей в их отсутствие и без их согласия, какой бы эта жизнь ни была.
Лесница. Не исключено, что парадная. Хотя скорее всего - отдельная лестница, ведущая сразу в царскую ложу. Сейчас она не ведет никуда, проход замурован, а за ним, если бы можно было подняться - лишь обрыв вниз.
Ознакомившись с состоянием местности, можете себе представить, как мы воодушевились, когда в первый раз нашли дырку в заборе и наконец попали внутрь. Посмотрев на бедность фотографий, которые можно найти в интернете, я предполагаю, что поеду туда еще раз, просто чтобы снять само место более подробно. А теперь я буду рассказывать сказки. В картинках.
На этом самом месте предполагалось окно. Если верить архитектурным традициям, оно могло быть даже витражным. Но если посмотреть на сохранившиеся фотографии места времен начала двадцатого века, можно убедиться, что это были самые обычные окна. Это выходило в сторону центрального входа. Вполне вероятно, что на этом самом месте стояла какая-нибудь фрейлина, в нетерпении ожидая своего кавалера.
читать дальшеЗастенков в театре-призраке сохранилось предостаточно. И атмосфера в них довольно неприятная. Вполне вероятно, что это шалит паранойя. А может быть, и что-нибудь еще.
Верхний лестничный пролет. С него открывается прекрасный вид.
В анфиладах второго этажа выросли деревья, а там, где были высокие стены и стрельчатые арки, можно с комфортом расположиться и увидеть весь Александровский парк как на ладони.
Там, где был зрительный зал, также растут деревья. На них вполне можно расположиться и попытаться представить, какой была эта сцена когда-то давным давно.
В ложах когда-то были окна, закрытые тяжелыми шелковыми шторами. Теперь до этих окон тяжело добраться, только по хлипкой кирпичной кладке, рискуя каждый момент сорваться вниз. Это окно выходит на лестницу, которая вела к царской ложе. Смотрели ли когда-нибудь в это окно? Кричали вслед уходящим или улыбались пришедшим?..
Если бы я была романтической юной натурой, я предположила бы, что в лунные ночи на месте зрительского зала можно увидеть неясные тени, а там, где была сцена, разглядеть силуэт занавеса. Однако мне кажется, что единственные представления - это те, которые разыгрываем мы сами. Костры и надписи, оставляемые за собой беспутными молодыми людьми. Робкие поцелуи влюбленных парочек на верхних ярусах. Легкие прыжки любителей паркура. Капли краски художников.
И ветер, вечный житель развалин, вечный зритель наших представлений.